Санкт-Петербург
Москва
22 августа 2013

Что такое «управление» и «система управления»?

В это статье мы хотим вкратце описать наше понимание сути управления и что в свете этого понимания должна представлять собой система управления компанией.

Деятельность компании начинается с выбора целей, ради которых эта деятельность совершается. Цели, вообще говоря, могут выбираться произвольно. В соответствии с выбранными целями выбирается технология, которой будет пользоваться компания. После выбора целей и технологии необходимо создать инструмент, заставляющий компанию работать в соответствии с целями в рамках технологии. Этот инструмент и есть управление.

Поскольку после выбора целей и технологии управлять в компании остается только ресурсами, то управление – это инструмент направления ресурсов компании по выбранным путям движения. Ресурсы компании – самые разнообразные: финансы, ТМЦ, человеческие ресурсы, информация, технологии и т.д. Путь движения ресурса – это кто, что и когда с этим ресурсом делает.

Даже в компании из нескольких человек, работающей с несколькими проектами, «двигать» все ресурсы самому для руководителя непосильно. Поэтому, с ростом компании непосредственное движение ресурсов делегируется подчинённым (чем крупнее компания, тем в большей степени). Сам же руководитель переходит к движению информации, на основе которой перемещаются остальные ресурсы. Ресурсы, оставленные за руководителем, двигаются на основе получаемой им информации о деятельности фирмы (и исходных данных таких, например, как цели компании).

Рассуждая таким образом, мы приходим к более конкретному определению: управление – это инструмент направления информации по нужному пути движения внутри компании (кто её получает, когда, что с ней делает).

  • Чтобы этим инструментом воспользоваться, необходимы полномочия направлять информацию. Распределение полномочий задаётся организационной структурой и матрицей распределения ответственности.

  • Чтобы направлять информацию по пути нужно иметь этот путь. Этот путь – бизнес-процесс.

  • Для того чтобы управлять информацией, её нужно формализовать и зафиксировать, т.е. нужен документооборот.

  • Для того чтобы на основе полученной информации сотрудники правильно направляли ресурсы, нужны правила использования ресурсов, т.е. регламент.

  • Для корректного исполнения сотрудниками технологии, нужны должностные инструкции.

  • Наконец для того чтобы сотрудники действовали в соответствии с регламентами и инструкциями, нужна система мотивации.

  • Чтобы не захлебнуться в огромном количестве информации, объективно контролировать и мотивировать, нужна  система ключевых показателей эффективности (KPI).

Перечисленные выше элементы и составляют систему управления:

База системы управления:

Рабочие документы:

Базовая часть системы управления представляет собой описание способа организации и деятельности компании. Этот раздел должен быть согласован с целями компании и требованиями руководства и предназначен для использования топ-менеджментом.

Базовые элементы системы управления – это фундамент для проведения аналитики любой сложности и направленности в соответствии с целями конкретного проекта. Задача создания базовой части системы управления состоит в формализации целей компании и разработке механизма их достижения.

Рабочие документы системы управления формируются «автоматически» на основе базовых составляющих.

Назначение рабочих документов – без искажения донести до сотрудников правила работы и контроля, заложенные в базовой части системы управления, а также обеспечить объективную оценку деятельности сотрудников и совпадение их целей с целями компании.

Наши специалисты реализовали проекты для: