Санкт-Петербург
Москва
20 января 2014

Особенности деятельности консалтинговой компании… или просто о сложном

Большинство руководителей понимает, что управлять компанией просто «по наитию» в современных условиях невозможно. Управление компанией нужно выстраивать в систему. Все части системы управления должны быть согласованы между собой и согласованы с целями компании. Нередко управленческая задача (особенно локальная) сама по себе не слишком сложна, но в силу связей всех элементов в системе управления и требований согласованности налаживать управление организацией в отдельно взятой точке системы невозможно.

Первоначальная управленческая задача «обрастает» множеством смежных задач, при этом сложность решения растет экспоненциально (в геометрической прогрессии) — необходимо учитывать большое количество взаимосвязей в системе управления.

Многочисленные возникшие задачи могут вступать в противоречие и создавать разнообразные дилеммы (полнофункциональные и сложные инструменты управления или менее функциональные, но простые; добиваться полной автоматизации бизнес-процессов, минимизирующей человеческий фактор, или разрабатывать систему мотивации персонала, стимулирующую самоконтроль; при построении организационной структуры делать ставку на специализацию или универсализм сотрудников…). Сложность в работе консультантов составляет и большой объем информации, который необходимо переработать. Обращение в консалтинговую компанию в этом случае является логичной расстановкой приоритетов в занятости руководителя.

Рисунок 1 — это схема деятельности предприятия (схема бизнес-процессов), нарисованная одним из заказчиков во время рассказа о проблемах в управлении компанией и о своём видении способов их решения. Надо отметить, что описание проблем было дано достаточно внятно, а предложения по изменениям были совершенно здравыми и чёткими. Но сам вид схемы говорит о том, насколько технически непросто решить весь комплекс возникающих управленческих задач.

Раскладывание по полочкам многочисленных задач в системе управления организацией и распутывание множественных противоречий составляет значительную часть работы консультантов по управлению. На рисунке 2 показан подробный бизнес-процесс компании, разработанный командой консультантов ООО «БиНом». В отличие от рисунка 1 — это полноценная рабочая схема, на который отображены все детали деятельности компании, по которой можно проводить анализ бизнес-процессов и формировать рабочие документы (регламенты и должностные инструкции). Умение структурировать информацию относится к числу ключевых навыков специалистов консалтинговой компании. Особенно важно это умение на стадии диагностики компании, когда необходимо разобраться в уже существующей системе управления.

Решение выявленных управленческих задач — совершенствование системы управления – не  менее трудоёмко, чем диагностика и требует от консультантов по управлению свободного владения разнообразными методиками, и… творческого подхода к их применению. Почти всегда стандартные методы применяются с модификациями, учитывающими нюансы системы управления конкретного заказчика, а иногда приходится придумывать и что-то совсем новое.

На рисунке 3 — вывод формул для расчёта платежей по заказам и реализациям, учитывающих  предельно допустимые долги контрагентов и менеджеров компании.

Сложность управленческих задач определяет и сложность их решения. Однако заказчик должен получить не только функциональное, но и простое в применении решение. Представление сконструированных механизмов управления в простом и удобном для заказчика виде необходимый завершающий этап в работе консалтинговой компании. На рисунке 4 – интерфейс расчёта платежей по заказам. Фактическая предоплата вводится вручную, все остальные суммы рассчитываются автоматически; также автоматически проверяется и контролируется допустимость  указанных платежей.

Резюмируя эту статью, можно сказать, что работа специалистов консалтинговой компании состоит не только в умении устранить недостатки в системе управления заказчика, но и оставить «за кадром» сложные механизмы, предоставив клиенту эргономичный «управленческий интерфейс».

Наши специалисты реализовали проекты для: