Санкт-Петербург
Москва
22 декабря 2017

Интервью с генеральным директором «БиНом» – 2017

Андрей Владимирович, здравствуйте!

Начнем с традиционного вопроса, как прошел 2017 год для Вашей компании? Какие итоги Вы можете подвести?

— Это уже всем известно, что становление бизнеса происходит примерно через 5 лет его существования, для интеллектуального бизнеса этот срок составляет 7-8 лет. Мы почувствовали это на себе, главным образом, за счет того, что клиенты стали обращаться повторно.

В этом году мы осознали, что переросли стадию, когда нам интересно сделать всё за клиента – мы хотим клиента научить решать управленческие задачи самостоятельно. Поэтому большое внимание уделяем развитию индивидуального консультирования руководителей. Так же отдельной крупной и важной разработкой остается для нас услуга построения корпоративной культуры – здесь огромное поле для расширения. Мы строим корпоративную культуру за счет развития человеческого потенциала, а он – практически не исчерпаем.

За год наша команда расширилась. Мы постоянно ищем созвучных нам людей, готовых строить бизнес со смыслом. Для этого создаем информационное поле на различных площадках.

Вообще много внимания уделяем работе с информацией, в частности способу ее подачи. Это не просто — теория управления очень информационно емкая отрасль знаний, а наши клиенты — собственники — сверх занятые люди. Постоянно приходится балансировать между краткостью и содержательностью.

Какие проекты в этом году преобладали и в каких отраслях?

— Последние годы – и 2017 не исключение – заинтересованность собственников в повышении качества управления устойчиво растет. Это проявляется в смещении спроса от технических задач – все стандартизировать и зарегламентировать – в сторону задач структурных и концептуальных, затрагивающих принципы работы организации и источники ее развития. Преобладание отраслей выделить трудно – скорее преобладание специфики бизнеса: основной спрос исходит от интенсивно растущих компаний, которые уже “не раз прошлись по граблям” и на этот раз “хотят сделать всё по уму”. Все же наиболее часто к нам обращаются компании-представители торговли, производства оборудования, логистики, строительства и энергообеспечения.

Нельзя не заметить, что руководители компаний стали значительно больше внимания уделять сотрудникам. Все чаще коллектив рассматривают уже не как “ресурс” (помните: “human resources”), а как человеческий потенциал компании. Меняется и отношение сотрудников к самим себе – люди хотят не просто зарабатывать, а участвовать в важных и нужных процессах, хотят видеть смысл в своей работе. Это прекрасная тенденция, свидетельствующая о формировании здорового духа нашего общества.

В тоже время виден огромный дефицит управленческих знаний у среднего и линейного менеджмента. Как сказал один собственник про своего начальника отдела продаж: “Главная его задача – это руководить, а этого-то он как раз и не делает”. Поэтому семинары по управлению для руководящего состава компаний будут высоко востребованы в ближайшей перспективе.

Вы участвовали во всероссийском конкурсе “Лидеры России”. На какие лидерские качества есть запрос у общества, бизнеса, государства?

— Конкурс “Лидеры России” в этом году важен не своими результатами, а фактом его проведения: государство официально заявило о намерении создать социальный лифт для поиска управленческих кадров. Интерес к конкурсу огромный – это означает, что желание “сделать Россию лучше” из пассивно-рассуждательной фазы переходит в активную. Исключительно конструктивный настрой подавляющего большинства участников конкурса — тому подтверждение.

Сам же отбор – и задания и то, как он был организован – показал, что в этом году конкурс был заточен не на выявление управленцев, способных решать управленческие задачи, определять пути развития системы, у руля которой они оказались, а на поиск “эффективных менеджеров” – администраторов. Это не удивительно, т. к. в числе наставников широко представлены носители «западно-менеджерской» парадигмы управления, в том числе и ряд одиозных деятелей. Но что показательно, такой подход к отбору лидеров — судя по комментариям — не нашел поддержки у участников: в целом ощущается диссонанс между действующими управленцами и конкурсом. В обществе уже интуитивно сформировался запрос на реальных управленцев. Это должно привести к тому, что последующие конкурсы будут больше соответствовать представлениям народа об управлении.

Кстати, концептуальная неопределенность конкурса заложена отчасти в самом названии: «Лидеры России». В русском языке слово «лидер» (калька с английского «leader» – ведущий, направляющий и т. п.) появилось только в начале 20 века. До этого в нашем языке, а значит и культуре, такого слова не было, а все имеющиеся синонимы значительно отличаются по смыслу. Это означает, что западное понимание лидерства нам не свойственно! В русской культуре важен не образ одиночки, ведущего за собой толпу, в образ человека, способного объединить и зажечь коллектив. Он — катализатор общего потенциала, а не вождь, подменяющий собой этот потенциал: командир, поднявший роту в атаку может быть убит через секунду, но рота уже обратно в окоп не вернется. И таким «катализатором», как мы знаем из нашей истории, может стать любой человек. Видимо поэтому и нет у нас для него специального слова — это дух народа, проявившийся в конкретный момент в конкретном человеке. Это глубокий и важный для развития созидательного потенциала нашего общества вопрос, здесь есть над чем задуматься.

Вместе с тем еще раз подчеркну — конкурс «Лидеры России» это не конечный «продукт» — это процесс, причем позитивный.

Каковы планы компании БиНом на следующий год?

— Хочешь насмешить Бога — расскажи уме о своих планах. А если серьезно, наши планы — осваивать открывающиеся возможности.

И в заключение, традиционный предновогодний вопрос: что бы Вы пожелали своим коллегам и клиентам в Новом году?

— Из года в год я наблюдаю одну и ту же картину: пожелание в Новом году чудесного здоровья, безудержного веселья, фантастического успеха, трехмесячного отпуска на море, космического богатства и прочих чудес. А спустя 12 месяцев в след уходящему году слышишь привычное «уходящий год был непростым, но ничего… и на том спасибо…». Желая нереального, и прекрасно это понимая, мы подсознательно сами себя программируем на недостижимость целей — даже тех, которые вполне доступны и могут реально изменить нашу жизнь. Поэтому я желаю друзьям и коллегам встретить Новый год трезво! Во всех смыслах.

Наши специалисты реализовали проекты для: